Учебный курс "ОРКиСЭ/ОДНКНР"

Уважаемые родители!

С 2012 года в 4-х классах всех общеобразовательных учреждений в Российской Федерации преподается комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Если Ваш ребёнок в настоящее время обучается в 3 классе, вскоре Вам предстоит участие в выборе одного из шести учебных модулей, которые составляют данный курс.

Главная цель введения данного комплексного учебного курса - воспитание детей в школе с учётом культурных особенностей и потребностей семьи учащегося и самого ребёнка. Повсеместному введению курса с 2012 года предшествовала его успешная двухлетняя апробация в 2009-2011 гг. в 21 регионе России.

Курс имеет предметно-модульную структуру и состоит из шести отдельных учебных модулей по выбору семьи учащегося, ориентированных на запросы основных мировоззренческих групп, народов России в современном российском обществе:

  • «Основы православной культуры»,
  • «Основы исламской культуры»,
  • «Основы буддийской культуры»,
  • «Основы иудейской культуры»,
  • «Основы религиозных культур народов России»,
  • «Основы светской этики».

Обращаем Ваше внимание, что выбор модуля, который будет изучать в 4 классе Ваш ребёнок — исключительно право Вашей семьи, только Ваше право!

Ваше решение обязательно должно быть зафиксировано личным заявлением, форма которого также утверждена указанным регламентом.

Родительское собрание по выбору модуля курса ОРКиСЭ состоится 10 апреля 2024 года


Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является обязательной и логическим продолжением предметной области «Основы религиозных культур и светской этики». В соответствии с ФГОС основного общего образования предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»   обеспечивает  знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирует представления об исторической роли современных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Предметная область ОДНКНР обязательна для изучения с 1 сентября 2015 года в соответствии с введенным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и предусматривает знание обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Реализация учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний о духовно-нравственной культуре народов России, способствует формированию у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребенка, приобретаемое в результате освоения детьми поликультурных знаний, развития интеллектуально-нравственных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе.

Культурологическая основа учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний о духовно-нравственной культуре народов России способствует развитию у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях соответствующих религиозных и светских традиций поликультурного населения России; формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли православия, иудаизма, буддизма, ислама в истории и культуре нашей страны.

В целях обеспечения преемственности  предметных областей  «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», обучающиеся 5 классов изучают предметную область ОДНКНР в объеме 1 час в неделю по модулям:

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»,

«Основы религиозных культур народов России»,

 «Основы светской этики»,

«Основы православной культуры»,

«Православная культура».

Освоение содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обучающимися 6-9 классов реализуется с использованием учебных предметов «История», «Обществознание», «География», «Изобразительное искусство» и «Музыка», в тематике которых содержатся вопросы духовно-нравственного воспитания.

Обращаем Ваше внимание, что выбор модуля, который будет изучать в 5 классе Ваш ребёнок – исключительно право Вашей семьи, только Ваше право! 

Ваше решение обязательно должно быть зафиксировано личным заявлением.

Родительское собрание по выбору модуля ОДНКНР состоится


Вопросы и ответы о преподавании комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - курс ОРКиСЭ):

Обязателен ли данный курс для изучения в четвёртом классе?

  • Курс ОРКСЭ является обязательным в 4 классе, его изучение введено во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 1 сентября 2012 г., 1 час в неделю.

Можно ли выбрать для изучения несколько модулей курса ОРКиСЭ?

  • Родителям необходимо выбрать только один модуль. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать их ребёнок.

Если в одном классе будет выбрано несколько модулей, каким образом учитель и школа должны поступить?

  • Модуль ОРКСЭ для изучения ребёнком выбирают его родители (законные представители). Система образования должна обеспечить этот выбор подготовленными учителями, пособиями, всем необходимым. Именно система образования в целом, а не отдельная школа. Если сразу это сделать не удастся, это будет сделано позднее, но вся система образования в городе работает и будет работать над тем, чтобы была обеспечена возможность преподавания любого числа модулей по выбору родителей в каждой школе. Таким образом, это не вопрос только отдельной школы и тем более отдельного учителя в школе. Возможна организация занятий для школьников по некоторым модулям даже в учебных группах детей из нескольких, например, соседних школ. Это технические, организационные вопросы, которые должна будет решать система образования. Родителей они не касаются, родители полностью свободны в своем выборе.

Преподавать этот учебный предмет может любой учитель школы?