Образовательные стандарты и требования
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Одобрен решением от 31 мая 2021 г. № 286 - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Одобрен решением от 7 декабря 2022 г. № 569 - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Одобрен решением от 31 мая 2021 г. № 287 - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Одобрен решением от 7 декабря 2022 г. № 568 - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Одобрен решением от 17 декабря 2010 г. № 1897 - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
Одобрен решением от 12 августа 2022 г. № 732 - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
Одобрен решением от 17 мая 2012 г. № 413 - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Одобрен решением от 19 декабря 2014 г. № 1598 - Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Одобрен решением от 19 декабря 2014 г. № 1599
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области "Об утверждении Плана-графика мероприятий ("дорожной карты") по обеспечению введения и реализации ФГОС ОВЗ в образовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области" (от 10.07.2015 № 311-Д)
- Распоряжение Управления образованием Новолялинского городского "Об утверждении Плана-графика мероприятий ("дорожной карты") по обеспечению введения и реализации ФГОС ОВЗ в образовательных организациях Новолялинского городского округа" (от 20.10.2015 № 124)
- План-график мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения и реализации федеральных государственных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Новолялинского городского округа
Стандарты - это государственная норма, важнейший нормативно-правовой акт, устанавливающий от имени Российской Федерации определенную совокупность требований, регулирующих деятельность системы общего образования, на основе (с учетом) которой производится разработка: примерных (базисных) образовательных планов и программ; системы оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам в процессе аттестации выпускников в различных формах; положения о рекламации на качество образования и (или) несоответствие качества образования установленным требованиям; экспертизы учебников, учебного оборудования и средств обучения для общеобразовательной школы; системы аттестации педагогических работников; контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках общероссийской системы оценки качества образования; подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.
Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. (ФЗ «Об образовании в РФ» Гл. 1, ст.2.6).
Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
- единство образовательного пространства РФ;
- преемственность основных образовательных программ;
- вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
- государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. (ФЗ «Об образовании в РФ» Гл. 2, ст.11.1).
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
- структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- результатам освоения основных образовательных программ.
(ФЗ «Об образовании в РФ» Гл. 2, ст.11.3).
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» вступают в силу с 1 сентября 2022 года.
Предусмотрено, что ФГОС ОО обеспечат:
- единство образовательного пространства России;
- вариативность содержания образовательных программ;
- благоприятные условия воспитания и обучения;
- формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникативными технологиями;
- личностное развитие, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
В процессе обучения по обновленным образовательным стандартам школьники будут получать знания о месте России в мире, ее исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, о вкладе России в мировую науку и др.
В обновленном ФГОС ОО сформулированы конкретные требования к предметам программ начального общего и основного общего образования, позволяющие ответить на вопросы что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Они наполнены требованиями так называемого «знаниевого» характера: например, начиная с младших классов, школьники будут обучаться финансовой грамотности (в начальной школе эти знания ученики будут получать в рамках предметов «Окружающий мир» и «Математика», на уровне основного общего образования – в рамках предметных областей «Общественно-научные предметы», «Естественнонаучные предметы» и отдельного курса «Финансовая грамотность» - они узнают, что такое семейный бюджет, рациональность, как связаны трудовая деятельность и экономическое благосостояние и др.)