Образовательные стандарты и требования


Стандарты - это государственная норма, важнейший нормативно-правовой акт, устанавливающий от имени Российской Федерации определенную совокупность требований, регулирующих деятельность системы общего образования, на основе (с учетом) которой производится разработка: примерных (базисных) образовательных планов и программ; системы оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам в процессе аттестации выпускников в различных формах; положения о рекламации на качество образования и (или) несоответствие качества образования установленным требованиям; экспертизы учебников, учебного оборудования и средств обучения для общеобразовательной школы; системы аттестации педагогических работников; контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках общероссийской системы оценки качества образования; подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.
Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. (ФЗ «Об образовании в РФ» Гл. 1, ст.2.6).
Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

  • единство образовательного пространства РФ;
  • преемственность основных образовательных программ;
  • вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
  • государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. (ФЗ «Об образовании в РФ» Гл. 2, ст.11.1).

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

  • структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  • условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • результатам освоения основных образовательных программ.

                                                                           (ФЗ «Об образовании в РФ» Гл. 2, ст.11.3).


Приказ  Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» вступают в силу с 1 сентября 2022 года.

Предусмотрено, что ФГОС ОО обеспечат:

  • единство образовательного пространства России;
  • вариативность содержания образовательных программ;
  • благоприятные условия воспитания и обучения;
  • формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникативными технологиями;
  • личностное развитие, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

В процессе обучения по обновленным образовательным стандартам школьники будут получать знания о месте России в мире, ее исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, о вкладе России в мировую науку и др.

В обновленном ФГОС ОО сформулированы конкретные требования к предметам программ начального общего и основного общего образования, позволяющие ответить на вопросы что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Они наполнены требованиями так называемого «знаниевого» характера: например, начиная с младших классов, школьники будут обучаться финансовой грамотности (в начальной школе эти знания ученики будут получать в рамках предметов «Окружающий мир» и «Математика», на уровне основного общего образования – в рамках предметных областей «Общественно-научные предметы», «Естественнонаучные предметы» и отдельного курса «Финансовая грамотность» - они узнают, что такое семейный бюджет, рациональность, как связаны трудовая деятельность и экономическое благосостояние и др.)